Высказывания писателей поэтов о творчестве э грига

Гесина Хагеруп Крупнейший норвежский композитор, видный представитель норвежской композиторской школы, дирижер, музыкальный деятель, критик. Мастер фортепианной и камерно-вокальной музыки. Член Шведской музыкальной академии 1872г. Наиболее известные произведения: опера «Улаф Трюгвасон» не окончена ; увертюра «Осенью» 1887г. У многих композиторов су­ществует так называемый «му­зыкальный дневник их жизни». У Шуберта, например, — его пес­ни, у Шопена — мазурки, у Гайд­на — симфонии. У Эдварда Гри­га это, без сомнения, «Лирические пьесы», написанные для фортепи­ано. Хотя почему-то наибольшей популярностью из сочинений композитора пользуется его сим­фоническая музыка к драме Ген­рика Ибсена «Пер Гюнт». Это со­чинение чуть ли не в обязательном порядке играет каждый оркестр — будь он даже третьесортного «ранга». «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» — все это му­зыка, приобретшая чрезвычайную популярность. Люди не всегда запоминают названия того или иного музыкально­го произведения, но стоит мелодии зазвучать — оказыва­ется, это «любимая вещь»! Многие произведения Грига подходят под эту категорию. Говорят, музыкальный язык Эдварда Грига глубоко национален. Действительно, утонченная классическая музыка этого мастера уносит куда-то в мир скандинав­ских фольклорных мотивов и фантазий. Неудивительно, что сами норвежцы так любят произведения Грига. Он был не просто выдающимся композитором — в его музы­ке сквозит что-то неуловимо напоминающее пейзажи Норвегии, что-то навеянное океанским бризом и шумом осенних ливней. Однако высказывания писателей поэтов о творчестве э грига Грига понятна и близка не только норвежцам, она доступна каждому, то есть че­ловеку любой национальности и вероисповедания, ведь она — очень жизненна и правдива. Неслучайно близкий друг Грига Петр Чайковский писал в «Автобиографиче­ском описании путешествия за границу в 1888 году»: «Быть может, у Грига мастерства гораздо меньше, чем у Брам­са. Слушая Грига, мы ин­стинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэти­ческой натуры. Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гар­монии, сколько оригинальности и очаровательного свое­образия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! » Совершенная и доступная, мудрая и наивная, теплая и сдержанная, темпераментная и лиричная — такова музы­ка великого композитора. А сам Григ — словно олице­творение своих произведений. Весь его облик удивитель­но романтичен — вьющиеся светлые волосы, ниспадающие длинными, густыми локонами, чувственные губы, неболь­шой, но правильной формы подбородок — необыкновен­ной нежности и обаяния образ. Глядя на дошедшие до наших дней фотографии и портреты великого норвежца Эдварда Грига, всякий раз поражают его необыкновен­ные добрые глаза. Казалось бы, жизнь великого композитора была счаст­ливой и благополучной. Он никогда не знал нищеты, был широко популярен в течение жизни, жил верной супру­жеской жизнью с замечательной женщиной Ниной Хагеруп. Однако так ли уж безмятежно складывалась его судь­ба? Родился Эдвард Григ в г. Бергене 15 июня 1843 г. Его отец занимал в то время пост высказывания писателей поэтов о творчестве э грига консула. Мать была талантливой пианисткой — она-то и начала учить музыке шестилетнего мальчика, познакомив его с творче­ством Моцарта, Мендельсона, Шопена. Эдварду было лет двенадцать-тринадцать, когда он принес в школу ис­писанную им же самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига». Но великого успеха, уже предвкушаемого юным Григом, в школе снискать не удалось. Учитель, особым расположе­нием которого мальчик не пользовался, приказал прино­сить в школу немецкий словарь, а «всякую ерунду остав­лять дома». Но страсть к музыке росла в душе юноши день ото дня. Когда Эдварду исполнилось пятнадцать, по совету знаменитого норвежского скрипача Булля роди­тели отправили его учиться в Лейпцигскую консервато­рию. Через четыре года Григ с высказывания писателей поэтов о творчестве э грига закончил ее по классам композиции и рояля. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художествен­ную индивидуальность музыканта. Гораздо большее зна­чение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, мо­лодые музыканты начали поход против «вялой» сканди­навской музыки Гаде, находившегося под влиянием Мендельсона, и поставили своей целью создание бо­лее сильного и самобытного «северного стиля». Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю по­следующую жизнь не отличался завидным здоровьем. В Ри­ме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор 1868 г. По возвращении на родину в 1866 г. Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании ныне Ословыступал как пианист и, конечно, сочинял высказывания писателей поэтов о творчестве э грига. Истинный собиратель и хранитель куль­турных ценностей своей страны, Григ объединил вокруг себя группу единомышленников — музыкантов, писате­лей, поэтов. Их главной целью было поднять норвеж­скую культуру на более высокий профессиональный уро­вень. Высказывания писателей поэтов о творчестве э грига ли в те годы Эдвард думал о том, что благодаря его творчеству его родина прославится на весь мир. Как пианист и дирижер он высту­пает в разных странах мира, а также у себя на родине. Однажды в Осло Григ дал в городе большой концерт, программа которого состояла исключительно из его произведений. Но в последнюю минуту Григ неожидан­но заменил заключительный номер программы произве­дением Бетховена. На следующий день в крупной сто­личной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочине­ние просто смешно и высказывания писателей поэтов о творчестве э грига неприемлемо. » Григ позвонил этому критику по телефону и сказал: «Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее высказывания писателей поэтов о творчестве э грига, исполненное в концерте Грига, сочинил я! » От подобного конфуза с несчастным опозо­ренным критиком случился инфаркт. Славу Григу принес Концерт для фортепьяно с оркест­ром, написанный в 1868 г. Романтически взволнованная музыка то тревожно-порывиста, то лирически-светла. Яркая сольная партия концерта обрамлена щедрыми ор­кестровыми красками. Между великими музыкантами возникла друж­ба. К моменту встречи Чайковский знал музыку Грига — она исполнялась в концертах Императорского русского музыкального общества высказывания писателей поэтов о творчестве э грига с середины 1870-х гг. Взаимные дружеские чувства, ощущение творческой и человеческой близости передают письма этих двух худож­ников. В апреле 1888 г. Григ писал Чайковскому из Лейп­цига: «Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость — гораздо больше! Как художник и как человек Вы произвели глубокое впечат­ление. » И очень скорый отклик русского композитора: «. » В том же 1888 г. Чайковский посвятил Григу симфоническую увер­тюру-фантазию «Гамлет», и Григ немедленно отозвался на это событие: «Как дитя радуюсь я увертюре к "Гамле­ту". Сердечная благодарность за посвящение! » Эдвард Высказывания писателей поэтов о творчестве э грига и его жена Нина высказывания писателей поэтов о творчестве э грига бывали у Чайков­ского, в России. Они очень любили эту страну, неплохо владели русским языком, часто путешествовали по Рос­сии, нередко в сопровождении Петра Ильича, имели много русских друзей и даже какое-то время жили в России. Дружба и доверительные отношения с Чайковским во многом повлияли на Грига — не столько в профессиональ­ном плане, сколько в смысле самоопределения как челове­ка. Если вспомнить новеллу Стефана Цвейга «Смятение чувств», то жизнь Эдварда Грига проводится прямой па­раллелью с жизнью цвейговского героя — профессора анг­лийской филологии. Имея замечательную, любящую жену, обладая от природы огромным талантом, пользуясь заслу­женным авторитетом, Григ был лишен важной, столь необ­ходимой и желанной для него части жизни. По всей види­мости, в годы юности проблема отношений с мальчиками беспокоила Грига не столь сильно, но с возрастом стала гораздо более значимой. В результате — вполне понятно, что музыка стала единственной душевной отрадой Грига. Здесь он мог сказать все, что хотел. Но чем старше он ста­новился, тем сильнее и явственнее понимал, что «уйти в мир музыки» это совсем не значит уйти от самого себя. Роковая встреча Эдварда Грига с юным Перси Грэйнгером произошла тогда, когда композитор был уже в пре­клонном возрасте. Может быть Григ, как обычно происхо­дило в его жизни, смог бы побороть свои желания и не поддаваться соблазнам, вызванным красотой и обаянием юноши. Но Грэйнгер сам бросил Григу «любовную перчат­ку» — так, скуки ради. Каким образом это отразилось на Эдварде, остается лишь догадываться. Но, думается, здесь нет особой загадки — что может произойти в душе челове­ка столь зрелого возраста, когда всю свою сознательную жизнь он тщательно боролся со своими заветными жела­ниями, подавлял их как мог, но однажды почувствовал, что больше нет сил отравлять себя этим безжалостным давле­нием, которое становилось все более и более невыноси­мым. Настал момент, когда Григ сказал: «Я люблю его! Я люблю его так, как может любить молодая женщина! Я люблю его со всей страстью, которая есть во мне! » Разумеется, юный Грэйнгер знал об этой страсти, но относился к этому как к забавной игре. Серьезные же чув­ства Грига его совершенно не волновали, и тот, понимая это, безмерно страдал. Каким образом повернулись отно­шения Перси и Эдварда Грига — неизвестно. Однако со­хранилась фотография, на которой рукой Грига написа­но: «Перси, Перси, пожалуйста, будьте милосердны! » Но какие бы чувства Эдвард Григ не испытывал в душе, внешне его жизнь всегда казалась успешной и благополуч­ной. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался боль­шим уважением за рубежом. Завоевав международное при­знание, композитор тем не менее всегда предпочитал род­ную Норвегию, деревенскую глушь, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских скрипачей. Его вдохновляла суровая красота его страны: «Я черпал бога­тые сокровища в напевах моей родины из этого до сих пор не исследованного источника высказывания писателей поэтов о творчестве э грига народной души пытался создать национальное высказывания писателей поэтов о творчестве э грига. Григу особенно удавались малые, преимущественно ли­рические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а так­же песенный жанр. Десять тетрадей «Лирических пьес» для фортепиано 1867—1901 гг. Хорошо известны также струнный квартет Грига, его скрипичные и виолончельные сонаты, проникнутые духом норвежской песенности. Вокальное творчество Гри­га также обширно и оригинально — от простой лирической песни «Песня Сольвейг» и др. Среди проче­го Григ написал 25 норвежских песен и танцев и 6 норвеж­ских горных мелодий. Большинство песен композитора были написаны для его жены Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Превосходны и романсы Грига, со­зданные преимущественно на слова скандинавских поэтов Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившей­ся в 1940-е гг. Но подлинное признание к композитору пришло пос­ле появления музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» 1875 г. В ней высказывания писателей поэтов о творчестве э грига отразил сказочные образы народных легенд и сказаний, суровые картины северной природы. Многие эпизоды этого сочинения приобрели поистине фантастическую популярность: «В пещере горно­го короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры». Отлича­ющаяся исключительной красотой «Песня Сольвейг» — одна из лучших мелодий, созданных когда-либо. Можно с уверенностью сказать, что своим творчеством Григ воз­высил норвежскую музыку до вершин мировой классики. Это высказывания писателей поэтов о творчестве э грига композитору присвоил и Кембриджский универ­ситет. Эдварда Грига избирали также членом Француз­ской академии изящных искусств и Берлинской акаде­мии. Эдвард Григ много колесил с концертами по всему миру, но больше всего любил жить в собственном домике на бе­регу моря. Умер музыкант 4 сентября 1907 г. Похоронен композитор в своем любимом Тролльхаугене, в скале над морем. До сих пор музыка Грига сохранила свежесть и часто исполняется на концертных эстрадах мира. Когда-то Петр Чайковский сказал, что -композитору необходимо сочи­нять музыку всегда, в любой момент, даже тогда, когда по каким-то причинам он абсолютно не склонен этого де­лать. Вряд ли это высказывание можно отнести к творче­ству Грига — каждое его сочинение напоминает абсолют­ное откровение, которое невозможно выразить словами. Будь это незатейливая норвежская песенка, восторжен­ная поэма или щемящая до боли музыкальная исповедь, это всегда правдиво искренне.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Вера Бойко

    26.11.2015

    Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию фотографий на темы «Осень» и «Норвежская природа». Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Марк Аврелий 121-180 - «Наедине с собой».